И.о. муфтия Татарстана: "Мусульмане России еще не повзрослели"

Вывод руководителя группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперта Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслана Гереева о наблюдаемом, в том числе и в Татарстане, сближении исламских радикалов и традиционалистов в стремлении «шариатизировать общество» «не до конца обоснован и не полностью соответствует действительности». Такое мнение высказал ИА REGNUM , комментируя недавнее интервью Гереева, и.о. председателя Духовного управления мусульман РТ и муфтия Республики Татарстан Ильдус Фаизов .

«Видно, что это взгляд человека, изучающего лишь внешние аспекты ислама, причем политизированного ислама, и делающего свои выводы на основе материалов СМИ», — считает Ильдус-хазрат. Традиционализм, напомнил и.о. муфтия РТ, базируется на знании, а радикализм — на невежестве. «Традицией в исламе называется путь пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), его Сунна, то есть взаимоотношения с Аллахом, с людьми в отдельности и с обществом в целом, прежде всего, его морально-нравственные качества, — указал Ильдус-хазрат Фаизов. — Радикализмом называется узконаправленное, решительное изменение политической ситуации в обществе». «Радикалы существовали уже во времена пророка, и он не очень лестно отзывался о них из-за их чрезмерного усердия, говоря, что они выходят из ислама, как стрела вылетает из лука, — отметил и.о. председателя ДУМ РТ. — Как говорил пророк, «я могу поверить, что стрела может обратно вернуться на своё место, но эти люди никогда не возвратятся в ислам».

Фаизов также не согласился с утверждением Гереева о том, что в Татарстане может быть использована турецкая модель ислама или что-то близкое к ней. «Нельзя сопоставить двадцатилетнюю реформу исламских постулатов в Турции с семидесятилетним уничтожением религии в России, — указывает и.о. муфтия. — Меньше чем через два десятилетия руководители Турции поняли, что нельзя полностью отказаться от религиозных потребностей общества, и дали возможность своему народу, в рамках государственной политики, исповедовать ислам. В России же, как известно, мы получили эту возможность только в начале девяностых годов двадцатого столетия. Не надо забывать, что после почти векового атеистического мрака мы практически заново начали знакомиться с религией».

На сегодняшний день в России в целом, вне зависимости от того, идет ли речь о Кавказе или Татарстане, мусульмане взяли из ислама только одну из его сторон — политическую, эмоциональное выражение своих внутренних амбиций, причем, не вникая в суть, а иногда и полностью отрицая духовную и социальную составляющие мусульманской религии, отметил Ильдус Фаизов. Он сравнил нынешнее состояние российской исламской уммы с «лампочкой Ильича, которая загорелась и на короткое время ослепила мужика, восхищённо смотрящего на нее».

«Потеряв на время своё зрение, радуясь как ребёнок, играющий в жмурки, он бродит по дому и натыкается на все на своем пути, — продолжил аналогию и.о. муфтия РТ. — Так же и с исламом — в
2221
место того, чтобы освещать наш земной путь, то есть полноценно практиковать его в своей повседневной жизни, мы сегодня всего лишь восхищённо смотрим и любуемся им. Нас переполняют разные эмоции, и мы пока не знаем, что с ними делать. Мы мечемся из одной стороны в другую, стараясь оправдать свои хаотичные действия наспех вырванными из контекста аятами Корана и хадисами пророка. Это реальная действительность сегодняшних мусульман России. Мы ещё не повзрослели, а для этого нужно время».

Положение дел в Турции в этой сфере существенно отличается. За последние шестьдесят лет в ней была создана «крепкая база кадров — священнослужителей». «В этой стране, в отличие от России, не было такого, как у нас, периода восхищения исламом, связь поколений не обрывалась, — Фаизов. — И нужно учесть самое главное — в Турции большинство населения исповедует ислам. У нас же, в Татарстане, в отличие от них — многоконфессиональное, многонациональное общество».

То же, считает он, относится и к обучению молодых людей в полевых лагерях. «Так же как в организме человека имеется очень много бактерий, вызывающих ту или иную болезнь, в обществе есть проявления разных идеологий и воззрений, — указал и.о. муфтия Татарстана. — Если не контролировать и не следить за своим здоровьем, мы заболеем определённой болезнью. Если закрывать глаза на проблемы в мусульманском сообществе, как в идеологическом, так и в социальном плане, поощрять невежество, то есть, другими словами, если не будет крепкой религиозной, образовательной системы, то действительно, экстремизм в нашем обществе расцветёт с новой силой».

Ильдус Фаизов не согласился и с мнением Руслана Гереева относительно существования жёсткой северокавказской трактовки ислама и небоевой, европейской его модели. «Автор хоть и говорит, что базируется исключительно на мониторинге молодёжной среды, но представляет эту самую молодёжь односторонне, — полагает и.о. председателя ДУМ РТ. — По его мнению, вся она — радикально-экстремистски настроенная, думающая только о том, как бы взять в руки меч и начать джихад. Не учитывается, что не все молодые мусульмане на Кавказе, в Татарстане, в Башкирии придерживаются крайне-радикальных взглядов».

По словам Ильдус хазрата, наличествует «очень много молодёжи, которым нравится исторический, созидательный, традиционный ислам», и сегодня можно наблюдать, что с увеличением количества образованных, грамотных мусульман уменьшается число приверженцев крайних, радикальных взглядов. «К сожалению, такие понятия, как образованность, трудолюбие, честность, искренность, совесть сегодня стали «немодными» в обществе, — резюмировал и.о. муфтия Татарстана. — Это, к несчастью, коснулось и мусульман. Но будем надеяться, что всё изменится к лучшему и встанет на свои места».

Напомним, в недавнем интервью ИА REGNUM Руслан Гереев выразил уверенность, что в Татарстане наблюдается сближение позиций радикальных исламистов и сторонников традиционного ислама, которых «роднит стремление шариатизировать общество» и признание ислама «первостепенным регулятором общественных отношений». По его мнению, «разница пока только в форме проявления» (в отличие от республик Северного Кавказа).

Картину дальнейшей исламизации Татарстана нельзя рассматривать по плану запрещенной в России партии » Хизб ут-Тахрир «, считает эксперт — «скорее всего, это будет либеральный шариат, то есть бурное развитие мусульманской мысли с учетом демократических ценностей, очень близкое к исламу Турции». Гереев отметил, что «много татарской молодежи проходило и проходит обучение азам ислама в полевых лагерях по всему миру». Он задался вопросом, «что произойдет, когда они вернутся?… Это двигатель их жизни — идея борьбы ислама со злом, где основное ударение делается на то, что джихад, помимо всего прочего, несет и меч ислама».

«Все направления мусульманской религии стремятся к установлению своего порядка, и шариат при этом — его обязательный атрибут, — указал Руслан Гереев. — Отличие Татарстана от Северного Кавказа в том, что в нем господствует европейская модель ислама, которую молодежь называет небоевым исламом. Эта же модель присутствует и в соседней Башкирии. Данная модель поэтапно вытесняется более жесткой, в трактовке северокавказского ислама». Эксперт указал, что его выводы базируются «исключительно на мониторинге молодежной среды, так как за ними (представителями молодого поколения) последнее слово».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.